StudentsLife

Материалы

Главная » Статьи » Философия » Философия «русского космизма»: Н.Ф.Федоров, Э.К.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский

Философия «русского космизма»: Н.Ф.Федоров, Э.К.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский. Часть 2

Циолковский фантазировал о живых существах в открытом космосе, воспринимающих извне лишь лучистую энергию центрального светила, все жизненные процессы которых происходят в замкнутой системе их организма. «...Круговорот газов, жидкостей и растворенных твердых тел — все это совершается внутри живого существа, а не через посредство наружной среды. Поверхность тела с наибольшими крылообразными придатками, освещенными солнцем, служит лабораторией для приготовления силы и жизни» (Циолковский К. Э. Разум космоса и разум его существ. М., 1960). Идея соединения космического и земного направления человеческой деятельности принадлежит Циолковскому.

Когда ученый говорил: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели», он не выдвигал альтернативу — либо Земля, либо космос. Правда, он придерживался мнения, что жизнь в «эфире», в искусственных сооружениях в космическом пространстве более благоприятна, чем жизнь на Земле, к которой человек прикован «цепями тяготения».

Циолковский никогда не считал выход в космос следствием какой-то безвыходности жизни на Земле. Напротив, он неоднократно говорил также и о рациональном преобразовании природы Земли, о развитии планеты силой разума. Люди, утверждал он, «изменят поверхность Земли, ее океаны, атмосферу, растения и самих себя. Будут управлять климатом и распоряжаться в пределах Солнечной системы, как и на Земле».

Утопические космические идеи К. Э. Циолковского были первыми попытками систематического изложения проблем, характерных для начала «космической эры»: о месте разума в мировом целом, о его ответственности за Землю и Вселенную. В этих [219] идеях были предвосхищены некоторые современные космологические теории и кибернетические идеи.

Боль за губящее себя в разъединении и раздорах, в своем «небратстве» человечество, понимание того, что вера во всемогущество технического прогресса губительна для человека и природы, его окружающей, уверенность в нашем космическом предназначении — эти идеи вышли за пределы философских размышлений и нашли свое продолжение в работах крупнейших русских ученых А. Л. Чижевского и В. И. Вернадского. Исследования Чижевского в области космической биологии и учение Вернадского о ноосфере стали связующим звеном между «фантастическими» идеями русских мыслителей начала XX века и современным планетарным мышлением в наше время, формирующим мировоззрение уже целых поколений.

А. И. Чижевский одним из первых доказывал, что развитие биосферы протекает под непосредственным воздействием физических факторов космоса и что космические ритмы влияют на процессы в живой природе на всех уровнях организации био­логических систем — от индивидуальных организмов до популяции в обществе. Он установил корреляцию между циклами деятельности Солнца и целым рядом явлений в биосфере, в том числе миграции животных и эпидемий. Чижевский исходил из того, что физические поля планеты и ее окружения должны учитываться в числе основных причин, влияющих на состояние биосферы. Его работы стали важной вехой на пути развития космического естествознания.

В. И. Вернадский был одним из создателей антропокосмизма — системы, в которой естественноисторическая, природная (в широком смысле — космическая) и социально-гуманитарная (человеческая) тенденции развития науки гармонично сливаются в единое целое. Основой теоретических естественнонаучных представлений В. И. Вернадского является созданное им учение о биосфере как области распространения живого и биокосного вещества на планете Земля.

По словам Вернадского, ясно, что Лик Земли не является результатом «случайных явлений», а соответствует определенной резко ограниченной геологической земной оболочке — биосфере — одной из многих других, имеющих определенную структуру, характерную для земных планет.

Биосфера, по учению Вернадского, тесно связана с понятием живого вещества и рассматривается с ним как единое це[220]лое, в котором сосредоточена особая форма химических элементов.

В соответствии с предвидением В. И, Вернадского, основополагающим моментом предмета изучения биосферы следует считать монолит живого вещества планеты Земля как явления, имеющего космопланетарные масштабы.

Согласно теории В. И. Вернадского, живое вещество более или менее непрерывно распространено на земной поверхности, оно образует на ней тонкий, но сплошной покров, в котором сконцентрирована свободная химическая энергия, выработанная им из энергии Солнца.

Живое вещество по весу составляет ничтожную часть планеты. По-видимому, оно существует в течение всего геологического времени, то есть геологически вечно.

Оно сосредоточено в тонкой, более или менее сплошной, пленке на поверхности суши в тропосфере — в лесах и в полях — и пронизывает весь океан. Количество его исчисляется долями, не превышающими десятых долей процента веса биосферы, порядка, близкого к 0,25 %. На суше оно является не сплошными скоплениями достигает глубины в среднем, вероятно, меньше 3 км. Вне биосферы его нет. Несмотря на то, что живое вещество составляет ничтожно малую часть биосферы, оно является самой большой силой в ней. Живое вещество биосферы есть совокупность живых организмов, в ней живущих.

Каждый организм — это сгусток, в котором концентрируется вещество, энергия и информация. Их запасы организм пополняет из окружающей среды, в которой он находится в более рассеянном и менее упорядоченном виде. Организм перерабатывает эти ресурсы, переводя их в качественно новое, более организованное состояние. Взаимодействие организма с окружающей средой, и прежде всего с другими организмами, есть несущая конструкция того потока жизни, которым охвачена поверхность нашей планеты.

Живое вещество, как и биосфера, обладает своей особой орга­низованностью, и может быть рассмотрено как закономерно выражаемая функция биосферы.

Организованность биосферы — организованность живого вещества — должны рассматриваться как равновесия, подвиж­ные, все время колеблющиеся в историческом и геологическом времени, считает Вернадский [221].

Живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей. Для того чтобы в этом убедиться, следует выразить живые организмы как нечто целое и единое. Так, выраженные организмы представляют собой живое вещество, то есть совокупность всех живых организмов, в данный момент существующих, численно выраженное через элементарный химический состав, вес, энергию. Оно связано с окружающей средой биогенным током атомов: своим дыханием, питанием и размножением.

Как известно, все живое вещество планеты подчиняется принципу Реди («живое от живого»). На это многократно указывал В. И. Вернадский. Очевидно, сообразуясь с принципом Реди, можно выдвинуть принцип существования единого биосферного генома, характеризующего совокупность живого вещества в целом, хранение и передачу в нем информации. В едином геноме биосферы генетическая помять каждого вида, рода, семейства, отряда, типа является не отдельной, изолированной линией, частью эволюции, а компонентом, неотрывным от других компонентов планетарного монолита живого вещества. Единый биосферный геном, вероятно, отвечает за регуляцию организо­ванности всех известных уровней живого вещества, начиная от преонов, вирусов вплоть до таких образований, как организм человека.

По словам Вернадского, человек, как и все живое, может мыслить и действовать в планетарном аспекте только в области жизни — в биосфере, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет.

Конечно, в живой природе беспрестанно происходят процессы, ведущие не только к повышению, но и к понижению уровня организованности, — процессы отмирания, распада, разложения и т. п., то есть деградации органической материи. Эти процессы являются необходимым и закономерным звеном в общем круговороте биосферы, в которой, однако, в целом преобладает тенденция к поддерживанию и повышению уровня организованности. Таким образом, в целом можно охарактеризовать жизнь как борьбу организованности, порядка с хаосом. Такие воззрения, заметим кстати, были не чужды и античным философам-диалектикам [222].

В. И. Вернадский пытался понять место человека в общем ходе эволюции живой природы и мира в целом. Еще в конце прошлого века у него начали формироваться представления о путях дальнейшего развития биосферы. Согласно Вернадскому, весь мир нашей планеты, все ее ландшафты, все толщи осадочных пород, химизм атмосферы и океана обязаны жизнедеятельности живого вещества.

При изучении биогеохимических явлений Вернадский показал необходимость включения человечества, всех людей, как равного со всеми прочими проявлениями жизни явления, в круг изучения живого вещества.

Эта новая форма однородности живого вещества — человеческого однородного живого вещества — резко отличается от всех остальных однородных живых веществ, во-первых, интенсивностью все увеличивающегося с течением времени своего геологического эффекта, во-вторых, тем влиянием, которое им производится на все остальные живые вещества.

Далее, анализируя воздействие социальной деятельности человечества, созданного им научного знания, на космопланетарное окружение, В. И. Вернадский создал учение о переходе биосферы в ноосферу — следующем периоде развития планеты Земля и околопланетного пространства. В этом учении наиболее глубоко (в естественнонаучном смысле) отразилась проблема взаимосвязи естественно-природных и социально-исторических процессов, зависимости косного и живого вещества планеты от целенаправленной деятельности человека, приобретающей в ходе научных и технических революций геологическую мощь.

Сам термин «ноосфера» был предложен Вернадским еще в начале века. «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете, — писал академик В. И. Вернадский. — В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой» (Вернадский В. И. Биосфера. М., 1967.). Согласно Вернадскому, под ноосферой — сферой разума — понимается та область человеческой активности, многие процес­сы которой в принципе могут быть управляемы или, лучше сказать, направляемы человеком. Основное содержание учения о ноосфере, часто называемого биосферно-ноосферной концепцией Вернадского, трактуется как переход от биосферы к ноосфере, который неизбежно должен произойти [223].

К основным социально-природным предпосылкам перехода биосферы в ноосферу В. И. Вернадский относит:

1. Охват мировой историей всего Земного шара и превращение человечества в единое целое.

2. Преобразование средств связи и обмена.

3. Открытие новых источников энергии.

4. Подъем благосостояния и равенство всех людей.

Сообразуясь с материалистическими, научно обоснованными предпосылками такого рода, ноосферу следует понимать как планетарно-космическое пространство, которое преобразует и которым управляет социальная целенаправленная деятельность человека. Ноосфера есть целостная система, включающая человечество, производство и природу. Она развивается в соответствии с естественноисторическими законами, определяющими организованность биосферы, монолита живого вещества в ней и окружающего космопланетарного пространства. Доминирующее значение при этом имеют прогрессивные социальные законы, отвечающие интересам и потребностям основной части человечества в настоящем и будущем.

Поскольку цивилизация «культурного человечества» является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, она не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, соответствующее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было.

Вернадский писал, что в нашу геологическую эпоху, в эру разума, — появляется новый геохимический фактор первостепенной важности. В течение последнего десятка — двух тысяч лет геохимическое воздействие человека, захватившего посредством земледелия зеленое живое вещество, стало необыкновенно интенсивным и разнообразным.

Человек ввел в структуру планеты новую форму действия живого вещества на обмен атомов живого вещества с косной материей. Раньше организмы влияли на историю только тех атомов, которые были нужны для роста, размножения, питания, дыхания. Человек расширил этот круг, влияя на элементы, нужные для техники и для создания цивилизованных форм жизни. Таким образом, согласно Вернадскому, эволюционный процесс получает особое геологическое значение благодаря тому, [224] что он создал новую геологическую силу — научную мысль социального человечества.

Вернадский также выделил основные причины того, что переход биосферы в ноосферу является неизбежным и необратимым процессом.

Согласно Вернадскому, следующие явления наблюдаются и заставляют думать, что предположения о возможности крушения роста и устойчивости ноосферы лишены основания:

во-первых, никогда не было в истории человечества ныне наблюдаемой его вселенскости — полного захвата человеком биосферы для жизни;

во-вторых, никогда ранее в истории человечества интересы и благо всех, а не отдельных лиц или групп, не ставились в качестве реальной государственной задачи;

в-третьих, впервые поставлена проблема сознательного регулирования размножения, продления жизни, ослабления болезней для всего человечества.

Создание ноосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления жизнедеятельности человечества как единого целого.

Следовательно, основной смысл учения Вернадского можно сформулировать в виде следующих утверждений:

1. Деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы и всей Земли как космического тела.

2. Для дальнейшего развития человечества и биосферы человек должен будет однажды взять на себя ответственность за характер протекания основных эволюционных процессов нашей планеты.

Учение о ноосфере позволяет связать процесс эволюции материального мира с тем процессом общественного развития, участниками которого мы являемся. Можно, следовательно, предвидеть возникновение таких форм социальной организации, которые окажутся способными обеспечивать целенаправленное соразвитие биосферы и общества. Другими словами, вступление в ноосферу, то есть в эпоху, в которой должно возникнуть объединение разума и природы, свободы выбора и необходимости, будет означать такую перестройку всего эволюционного и общественно-исторического процесса, которая будет вполне сравнима с появлением жизни и разума на Земле [225].

<<Часть 1                                                                            Часть 3>>

Категория: Философия «русского космизма»: Н.Ф.Федоров, Э.К.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский | Добавил: Admin (18.08.2011)
Просмотров: 9313 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Понедельник, 18.12.2017, 22:12
Приветствую Вас Гость

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 75

Статистика сайта


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела

Философия «русского космизма»: Н.Ф.Федоров, Э.К.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский [3]

Copyright MyCorp © 2017 |