StudentsLife

Материалы

Главная » Статьи » Философия » Философия «русского космизма»: Н.Ф.Федоров, Э.К.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский

Философия «русского космизма»: Н.Ф.Федоров, Э.К.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский. Часть 3

Переход к эпохе ноосферы еще далеко не закончился. Пока мы можем говорить только о том, что эволюция создала человека, дала ему разум, выделила его среди других живых существ, рожденных той же эволюцией. Человек обрел пока что лишь индивидуальный разум. Этого оказалось достаточно, чтобы «покорять природу» и даже ближний космос, но совершенно недостаточно для того, чтобы история планеты продолжала и дальше быть связанной с деятельностью человека: наряду с разумом индивидуальным должен был возникнуть и коллективный разум — разум человечества.

Данные современной науки свидетельствуют, что еще при самом своем зарождении на Земле живая материя тысячами нитей была связана с космосом. Вспомним хотя бы о том, что наше Солнце — это, по сути, энергетический источник всего живого на планете.

Сегодня эта связь земной жизни с явлениями, происходящими в окружающем нашу планету пространстве, да и вообще во Вселенной, становится все более понятной, но до конца, конечно, еще не изученной. Жизнь на Земле зародилась на самых ранних стадиях ее формирования. Уже три с половиной миллиарда лет назад на ней существовали простейшие живые организмы. Их окаменевшие останки найдены в толще древних пород. По мнению некоторых ученых, организмы, способные к фотосинтезу, к использованию световой энергии для преобразования минеральных веществ в питательные, существовали и ранее — 4,2 миллиарда лет назад. Если вспомнить, что сегодня возраст Земли определяется в четыре с половиной — пять миллиардов лет, то становится ясно: жизнь на нашей планете — неотъемлемая ее особенность, а не случайная и поздняя попутчица. Здесь уместно напомнить: живое вещество всегда было активной силой, участвовавшей в формировании верхних покровов планеты, залежей полезных ископаемых — нефти, каменного угля, природного газа, известняка, рудных тел, в образовании газовой оболочки — атмосферы.

Поэтому вопрос можно сформулировать так: случайно ли возникла жизнь на нашей планете?

В формировании жизни на Земле участвовали не только планетные, но и космические силы и условия, участвовали в конце концов свойства и особенности всей обозримой Вселенной — Метагалактики. А развитие жизни на Земле привело к появлению человека. В современной космологии, науке о космосе, эта [226] обусловленность космическими факторами рождения на нашей планете разумных существ, людей, получила выражение в так называемом антропном принципе (от древнегреческого «антропос» — человек). Антропный принцип гласит: вся Вселенная в своей эволюции (от «большого взрыва» метагалактического «яйца») посредством образования звезд, включая стационарные и стабильные, планет вокруг них, включая располагающиеся на оптимальных для возникновения жизни орбитах, и самой жизни привела к появлению человека. Древняя идея о единстве макрокосмоса (мироздания) и микрокосмоса (человека) подхвачена и обоснована теперь наукой.

Уже ввиду астрономических сроков своего существования земная жизнь — явление космическое. Но дело не только в сроках. Помимо жизнетворного действия Солнца, рядовой звезды в семействе звезд, другой очень важной, но пока еще не полностью изученной стороной взаимодействия космоса и земных организ­мов является их реакция на действие поля тяготения, гравитации, которая выступает как фундаментальная сила во Вселенной.

Геологические и палеонтологические исследования дают основание предполагать, что земная гравитация не всегда была постоянной. Известно, что, обращаясь вокруг Солнца, Земля вместе с ним совершает обороты и вокруг центра Галактики. Некоторые ученые считают, что, в зависимости от положения Земли, вместе с Солнцем на галактической орбите может изменяться и гравитация на планете, что, в свою очередь, влияет на ее биосферу. Предполагают, что периоды снижения гравитации соотносятся с выходом организмов из океанских вод, где они зародились, на сушу, с появлением первых птиц, а затем млекопитающих. Возможно, возрастание гравитации в конце мелового периода погубило популяцию ящеров — сухопутных дино­завров и летающих птеродактилей. Эти массивные в своем большинстве животные не справились с собственным весом. Так космология предлагает свой вариант ответа на одну из величайших загадок земной жизни — почему вдруг исчезли динозавры.

Есть, конечно, и другие линии связи земного и космического, например встречи планеты с очень крупными метеоритами. Следы их ударов во множестве встречаются на земной поверхности, несмотря на многовековую работу эрозии и выветривания почв и скальных пород. Считается, что в некоторых случаях такие удары, более частые в далеком прошлом, могли приводить к серьезным природным сдвигам, к оледенениям (в резуль[227]тате запыленности атмосферы после взрыва и, следовательно, ослабления притока солнечного тепла) и потопам после осаждения пыли и таяния льдов. Быть может, легендарной памятью об одном из подобных событий и стало библейское сказание о всемирном потопе (который все же был, по-видимому, локальным, а не «всемирным»).

Пожалуй, наиболее наглядно связь космоса с земной жизнью просматривается, когда мы обращаемся к грандиознейшей загадке мироздания — загадке конкретного процесса и механизма происхождения жизни.

Например, согласно известной гипотезе академика А. И. Опарина жизнь возникла в результате эволюции простых органических соединений, образовавшихся из газов, которые входили в древнюю атмосферу Земли. Источником энергии, пустившей в ход механизм синтеза этой органики, могло быть чрезвычайно интенсивное в то время — без защитного озонового слоя — ультрафиолетовое облучение планеты Солнцем, то есть космический фактор.

Сегодня обсуждаются предположения, объединяемые общим термином «панспермия». Они основаны на идее занесения жизни на Землю извне. Еще в начале нашего века шведский ученый-естественник Сванте Аррениус высказал мысль, что, быть может, по Вселенной странствуют споры простейших организмов, движимые световым давлением (существование которого доказал к тому времени русский физик П. Н. Лебедев); попадая на планеты, они дают на некоторых из них начало жизни. Другие ученые полагают, что носителями зародышей жизни могут быть метеориты или кометы. В «небесных камнях», достигающих поверхности Земли, иногда находят углерод-органические соединения, составляющие как бы цемент нашей земной жизни.

Так или иначе, жизнь на нашей планете обязана своим возникновением сочетанию космических и планетарных условий.

Идея обитаемости мироздания, «живой Вселенной» — это врожденная идея человека, а быть может, и некая интуиция, с которой должна считаться и наука («интуиция» — вполне научная категория). Идея множественности обитаемых миров была присуща античной философии.

Эпоха Возрождения, которая и обязана своим названием возрождению многих элементов античной культуры, философии, мировоззрения, была также эпохой возрождения идеи распространенности жизни и разума во Вселенной. Титаны этой эпохи [228] Николай Коперник и Джордано Бруно жили в одном и том же XVI веке. Гелиоцентрическая картина мира Коперника впос­ледствии получила блестящее и безупречное подтверждение; картина мира Бруно была картиной обитаемости мироздания, «живой Вселенной».

Мысль Джордано Бруно о множественности обитаемых миров была логическим продолжением системы Коперника. И если теперь выдвигается тезис о возможной исключительности Земли в биологическом и, тем более, социальном отношении, то это равносильно представлению о Земле как о биологическом центре мироздания и центре разумной жизни.

В материальных и письменных памятниках древних цивилизаций Земли пытаются обнаружить признаки влияния и воздействия суперцивилизованных инопланетян на полудикое человечество.

Это направление поисков получило название гипотезы «палеоконтакта». Существует даже международное «Общество старых астронавтов», участники которого интерпретируют отдельные фрагменты культурного наследия, оставленного нам древним человечеством.

Вот некоторые примеры, наиболее популярные среди сторонников гипотезы палеоконтакта. Наскальные изображения людей в ритуальных одеждах и масках в Тассили (Сахара) трактуются как фигуры инопланетных астронавтов, запечатленных людьми эпохи палеолита. Остатки мегалитического сооружения в Стоунхендже (Англия) напоминают достоверную модель Солнечной системы, которую не знал первобытный человек. Барельеф на одной из гробниц культуры майя в Паленке (Мексика) объясняется как изображение пилота в космическом корабле.

Своеобразной разновидностью гипотезы палеоконтакта является произвольное толкование снимков поверхности Марса, сделанных автоматическими станциями. В некоторых вполне естественных рельефах на этой планете «видятся» и «реконструируются» пирамиды и голова сфинкса наподобие египетских. Не исключено, что во Вселенной существуют цивилизации, уже достигшие такого высокого уровня развития. Именно их представители могли бы совершить межзвездный полет и, например, посетить нашу Землю. Однако столь высокого научно-технического уровня может достичь лишь цивилизация высокоразвитая в социальном отношении, действительно разумная и гуманная, от взаимодействия с которой мы можем ждать лишь [229] мирного сотрудничества, полезного духовного, культурного, научно-технического обмена информацией.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Русская философия является наукой. Как и всякая наука, она стремится к установлению доказуемой истины. Однако русская философия имеет свои особенные черты, свое особенное видение и отличается этим от всех других представителей «научной картины мира», то есть от других наук. Рассматривая мир и решая основной вопрос в плане отношения «человека к миру», философия обращается к миру идей, к интеллектуальной интуиции. Достоинством русской философии является ее интеллектуальная интуиция, «космическое видение». В процессе изучения основных элементов и аспектов мира философия прослеживает внутреннюю взаимосвязь, на основании которой рассматривает мир как единое целое.

Занимаясь вопросами биологической эволюции и ее связи с человеческой историей, русские философы широко применяют эстетическое созерцание.

Достижения русской философской мысли содержат в себе сочетание двух противоположных способностей: способности к абстрактному мышлению в его высшей форме и способности к конкретному созерцанию реальности на его высшей ступени.

Знакомясь с историей философской мысли, можно проследить национальные особенности немецкой, французской, английской, американской и русской философии. Являясь формой общественного сознания, философия передает особенности духовного менталитета конкретного этноса.

Обобщая взгляды представителей русской философии, мы видим, что ими проводились исследования в гносеологии, логике, этике, эстетике, истории философии.

В области гносеологии широко обсуждался вопрос о познаваемости внешнего мира. Этот взгляд отразился в форме учения об интуитивном непосредственном созерцании объектов как таковых в себе. Русской философии свойственно острое чувство реальности. Еще славянофилы утверждали, что познание реальности является непосредственным. Для описания такого типа познания русские философы использовали понятие «вера». Различные формы интуитивизма в гносеологии разработаны В. Соловьевым, Н. Лосским, П. Флоренским, А. Лосевым и др. Создавая учение о понимании Бога, русские философы считали, что религиозная вера есть наиболее совершенная форма познания [230].

В отличие от кантовского гносеологического идеализма русский интуитивизм является формой гносеологического реализма.

Русская философия предвосхитила западную философию, отказавшись от учения о том, что чувственные данные — это субъективное состояние личности, имеющее транссубъективный характер. Другим выражением этого реализма является доверие русских философов к мистической интуиции, дающей познание методологических принципов.

Русские философы рассматривали познание как органическое всеобъемлющее единство, анализировали его чувственную, интеллектуальную и мистическую интуицию.

Только собрав в единое целое все свои духовные силы — чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическую перцепцию, нравственный опыт и религиозное сознание — человек начинает понимать истинное бытие мира и постигать сверхрациональные истины о Боге (В. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков, Н. Бердяев, А. Лосев).

Русские философы высоко ценили значение нравственного опыта, поэтому не признавали учения о борьбе за существование как факторе эволюции. Они признавали, что в развитии русской философской мысли этика занимает ведущую роль (этический персонализм — характерная черта русской философии), отбрасывали идею абстрактного идеального бытия, познаваемого посредством интеллектуальной интуиции, что во многом объединяет взгляды русских философов с немецкими.

В русской философии стремление к целостному познанию и острое чувство реальности тесно сочетаются с верой во все многообразие опыта как чувственного, так и более утонченного, дающего возможность глубоко проникнуть в строение бытия.

Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опыту, раскрывающим высочайшие ценности, но прежде всего они доверяют мистическому религиозному опыту, который устанавливает связь человека с Богом и Космосом.

Главная задача философии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как о едином целом, которая бы опиралась на многообразие опыта. Религиозный опыт помогает решить эту задачу, он придает миросозерцанию завершенность и раскрывает смысл вселенского существования.

Ряд русских мыслителей посвятили свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения, что также яв[231]ляется отличительной чертой русской философии (В. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков).

Хочется подчеркнуть, что христианское мировоззрение русских философов отличается от мировоззрения, которое складывается в богословских академиях. Христианские системы русских философов являются реалистическими, они избегают одностороннего морализаторства и субъективизма церкви.

Русские философы отводили видное место онтологическим вопросам в личной и Вселенской жизни, предпосылкам изменений в нравственности и психике. Они утверждали, что конкретное бытие составляет основу действительности, что мир является органическим целым.

В учении о Боге русские философы опирались на жизнен­ный опыт «личного общения с Богом» (В. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков).

Занимаясь космологическими вопросами, русские ученые создают учение о Софии, софиологию, это характерно для русской религиозной философии.

Интерес к софиологии сочетался с интересом к сверхчеловеческим духовным существам. Первым представителем софиологии был Вл. Соловьев. Свое дальнейшее развитие софиология получила в работах П. Флоренского,  С. Булгакова, В. Зеньковского.

Элементы этого учения мы находим в античной философии. Платон, Аристотель и Плотин признавали наличие онтологических связей между всеми существами в мире — связей, преодолевающих все преграды во времени и пространстве. Интересно, что эту мысль повторяли и немецкие философы Ф. Фихте, Г. Шеллинг, Г. Гегель.

В русской философии утверждается идея соборности, сочетания единства и свободы на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям.

Русские религиозные философы, интересуясь проблемой исторического процесса, приходят к выводу о невозможности возникновения совершенного общественного строя в условиях земного существования. Всякий общественный строй осуществляет лишь частичные улучшения и в то же время содержит новые недостатки и возможности для злоупотреблений. Весь опыт истории сводится к метаистории.

Русская религиозная философия — не повторение средневековой схоластики, она зачастую использует достижения совре-[232]менной науки и философии, особенно гносеологии, поэтому, являясь прогрессивным явлением в истории русской философии, она во многом предвосхитила философские идеи Запада.

Диалектический материализм, преследуя церковь, обрушился на русскую религиозную философию, что было неправомерным смешением идей. Христианское мировоззрение и русская религиозная философия — разные направления познания мира.

Русская философия со всеми своими особенностями и противоречиями является частью истории русской культуры и занимает достойное место в системе общечеловеческих духовных ценностей.

Философский процесс в России в какой-то степени связан с православием (вера, церковь, жизненный и духовный уклад). В рамках русской философии также выделяется материалистическая тенденция, базирующаяся на православных идеях [233].

<<Часть 1     <<Часть 2

Категория: Философия «русского космизма»: Н.Ф.Федоров, Э.К.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский | Добавил: Admin (17.08.2011)
Просмотров: 7195 | Рейтинг: 4.5/6 |
Всего комментариев: 0
Понедельник, 18.12.2017, 22:14
Приветствую Вас Гость

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 75

Статистика сайта


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела

Философия «русского космизма»: Н.Ф.Федоров, Э.К.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский [3]

Copyright MyCorp © 2017 |